логопедические упражнения между делом

логопедические упражнения между делом

Сегодня хочу написать про то, как справиться с плохой речью у детки, которая совершенно не желает заниматься.
Как всегда на своём личном примере. Как наша семья справились с этим.
Исходные данные: 5 летняя доченька, которая не произносит 17 звуков. Слова звучат словно их жуют. Понять сказанное слабо возможно. Даже своё имя произносит "Топа", потому что выговорить по другому не может.
Отягощающее: Отказывается заниматься.
Логопед осматривала и сказала, что дефектов речевого аппарата нет. Уздечка не короткая, и всё на месте.
Я почитала разные методики. Ставить на место, как это делают логопеды, язык, при произношении звуков или произносить слога - это для нас не реально. Дочка отказывается наотрез. Да и просто позаниматься, смотря в зеркало, как у логопеда - отказывается. У логопеда заниматься тоже отказывается.
Решили пойти другим путём.
Будем заниматься так, чтобы дочка и не замечала, что это занятия.
:)
Что нам надо: надо развить речевой аппарат. Сделать более управляемый и сильный язык, послушные ребёнку губы, позволить языковым центрам мозга развиться. Тоесть развить то, что поможет ребёнку произносить известные звуки чётко и правильно, а заодно облегчит возможность научиться произносить новые.
Вот этим мы и занялись.
:)

 

1. Показываем языки!
Кто-нибудь видел ребёнка, который бы отказался показать маме язык??? А папе? Я лично не видела. Наоборот: родители часто ругают за это, считая это верхом невоспитанности. Но это лучшая логопедическая гимнастика! Языки можно показывать друг другу! А можно хохотать и показывать зеркалу. Это ВЕСЕЛО! Не пробовали сами? Ну-ка высунули язычок и забавно пошевелили им! Не смешно? :)
Языки можно показывать по разному. Это такое поле для фантазии :)
Кто попробует дотянуться до носа?
А до подбородка?
А дотянуться до уголка губ? А теперь до другого уголка?
Сильно сильно высунуть получится?
А теперь быстренько спрятать?
А теперь высовываем и шевелим им, как змея: быстро-быстро вверх-вниз?
Думаю принцип понятен. Показываем языки! Поразному! Чем больше, тем лучше! Чем чаще, тем замечательнее.

 

2. Задуваем свечки!
Сначала ребёнку сложно вытягивать губки трубочкой. Они же не слушаются.
А давайте попробуем задувать свечки :). Интересно :)
И губки трубочкой и управление потоком воздуха. :)
Между делом может и не каждый день, но вполне можно зажигать свечки и давать задувать их довольному чаду.

 

3. Трубочка.
Детки любят соломинки. Даже, если раньше их не видели, то обязательно заценят это чудо. :)
Пьём теперь из трубочки. :)
Можно разные использовать - и с большим диаметром и с маленьким.

 

А что ещё можно делать с трубочкой? Можно дуть в неё :). И не обязательно в стакан с компотом.
Можно взять ёмкость, налить туда до половины воды и налить немного шампуня. Опускаем туда трубочку и... выдуваем мыльный виноград!
Восторг ребёнка обеспечен. И вот он уже сам с удовольствием занимается логопедической гимнастикой, не подозревая об этом. :)

 

4. Щёчки!
Не забываем про щёчки.
Надуваем щёчки. :)
Можно надувать щёчки, а потом забавно "лопать" их ручками. :)
Можно изнутри язяком выпячивать щёчку.
Мы играли ещё так - я потихоньку ласково и медленно веду пальчиком по дочкиной щёчке, а она пробует приподнять языком изнутри, то место, где мой палец. То есть как бы "поймать" его так.

 

5. Ну-ка оближи!
Облизываем тарелки :),
Вы пробовали ребёнка от этого отучать - а ведь это прекрасная логопедическая гимнастика. :)
Специально придумываем, что облизывать.
По началу что-то полегче - легко слизываемое.
А когда приноровиться - усложняем задание - и даём слизывать то, что более тягучее и тяжелее слизывается.

 

6. Грызём!
Забываем про всё нарезанное и натёртое.
Грызём!
Теперь самым лучшим является то, что можно грызть!
Почистили морковку, помыли и вручили детке. :)
Морковка идеальна для этого. Челюсти укрепляются.
Твёрдые яблочки грызём. :)

 

7. Гав-гав, мяу-мяу!
Повторяем звуки ,которые издают животные.
Весёлая игра. Мало кто откажется. Это не скучное повторение логопедических слогов на прогулке. Неее! Это же поговорить мак, как говорят животные. :)
Это вам кажется, что простое "мяу" так бесполезно. Нет :) Моя дочка даже "мяу" произнести правильно не могла. Мы мяукали :) Мнооого :). превращая это в игру - мы же кошки!
Гав-гав, тяв-тяв... и вот мы уже собачки.
Муууууу! превращаемся в коровок.
Игогоооо... поскакали лошадками.
Или вот отличный простой вариант.Очень часто играли по первой. Дочка переживала, что простые казалось бы звуки животный ей сложно произнести. Значит надо отвлечь.
идём на качелю. Я качаю её. стою впереди неё. Когда она рядом со мной вверху, то произношу:
Гав-гав.
качелька движется вниз и она внизу повторяет:гав-гав.
Поднимается вверх, а тут уже звучит моё: Мяу-мяу
Она повторяет мяу-мяу.
Вот так и качаемся:
ко-ко-ко... ко-ко-ко
га-га-га... га-га-га
му-му-му... му-му-му
бе-бе-бе... бе-бе-бе...
чирик-чирик... чирик-чирик
мяу-мяу... мяу-мяу...
гав-гав-гав... гав-гав-гав
мур-мур-мур... мур-мур-мур
кукареку.... кукареку
ме-ме-ме... ме-ме-ме...
фью-фью-фью.... фью-фью-фью
фиу-фиу... фиу-фиу
....
Очень весело :) Главное улыбаться и не давать сообразить, что произносит временами совсем не умело. Главное, чтобы расслабилась и увлеклась. Как может, так и может.
Месяц за месяцем таких ежедневных качаний на качельке со звуками животных и вот придёт момент, когда и на
кар-кар-кар... прозвучит чёткое: кар-кар-кар !
:) :) :)

 

8. Кричим!
Громко-громко! По поводам и без. :)
Если ребёнок любит поорать громко-громко, то не мешаем.
Пусть кричит. Можно на улице, а можно и дома. Пусть кричит громко! По разному. :) Пусть это даже ультрозвуковые вопли.
То что нам кажется лишь бесполезным шумом, на самом деле развивает звуковые центры в мозгу. А заодно и умение дышать при произнесении звуков и слов.
Я сейчас не про истерики. А про то, чтобы ребёнок играя громко кричал и вообще вопил всё что захочется и лучше радостно. :)

 

9. Поём!
Да всё что придёт в голову - пропеваем.
Можно и смешные простенькие песенки самим сочинять:
бе-бе-бе барашки!
бе-бе-бе барашки!
тёпленькую шёрстку
для кофточки дают.

 

Муууу- мууууу
Пасётся корова на лугу.

 

Петь можно даже всякие глупости.

 

И-го-го коняшки какали какашки...
может звучать наше задорное, когда мы идём по горным дорожкам, где судя по кучкам шли до того коняшки. :)
Главное петь. :) Чем больше, тем лучше.

 

10. Фырчим животным.
Когда мои кошки шкодят, я на них по-кошачьи фырчу.
"фыыр!"
Кошки сразу понимают.
Я заметила, что дочка стала за мной повторять и тоже фырчать на кошек, когда они шкодили.
И вот, если я зачечала, что у дочки через время уже удаётся какое-то сочетание звуков, то просто слегка его меняла. Для кошек это не критично, а дочка была увлечена повторением и попыткой воспроизвести и даже не думала, что мама специально меняет, усложняя задачку.

 

11. Цок-цок-цок
Думаю все знают, какие звуки можно издавать языком. Поцокать язычком, например. :)
Ну и множество разных.
Для деток это тоже забавно.
И они очень стремятся этому научиться. :)
сами будут часами пытаться справиться со своим языком, сидя где-то в уголочке, или идя на прогулке и даже родителям для этого присутствовать не надо и мотивировать не надо. Достаточно только изредка цокать языком сами и мило улыбнуться. Всё! Наживка закинута. Может и пару недель пройдёт, а может и месяц, но в какой-то момент вы увидите счастливое чадо и услышите, что уже отменно цокоет языком. :)
Ура! Это же классная логопедическая гимнастика!

 

12. Зеркалим.
Упражнение для продвинутых учеников.
Когда вы уверены, что со звуками уверенно справляется и всё уже по силам. Но привычка мямлить и пресловутая лень мешает чистой речи, то можно приступать к следующему.
Повторять слова так, как произносит ребёнок, тоесть не правильно.
Он сказал, а вы тут же за ним повторили.
Тут уже ребёнок будет вас самих исправлять и говорить правильно.
:) А нам того и надо. :)
Тоесть тут мы даём возможность услышать себя как бы со стороны.
Проверяем помнит ли ребёнок, как должно звучать слово правильно.
Ну и лишний раз скажет правильно - что тоже хорошо.

© 2021 VSЁ. Все права защищены.